15.2. Особенности эмоциональной сферы музыкантов и артистов Сфера искусства до сих пор не привлекла к себе должного внимания психологов. Поэтом



15.2. Особенности эмоциональной сферы музыкантов и артистов
Сфера искусства до сих пор не привлекла к себе должного внимания психологов. Поэтому эмоциональные особенности музыкантов, артистов, художников изучены очень слабо.
Эмоциональные особенности музыкантов. Л. Л. Бочкарев (1976) отмечает, что важным условием успешности музыкально-исполнительской деятельности на эстраде является эмоциональная устойчивость. Так, у лауреатов обнаружен минимальный уровень предконцертной тревоги. В то же время у новичков предконцерная тревога высокая («эстрадобоязнь»). В другой работе Л. Л. Бочкарев (1986) показал, что экспрессия музыканта-исполнителя (эмоциональный или интеллектуальный компонент) влияет на адекватность распознавания слушателями эмоционального содержания музыки.
К. Сишор (Seashore, 1990) высказывает мнение, что музыкальность не имеет ничего общего с экзальтированной восторженностью или, напротив, всепоглощающей тоской и другими крайними эмоциональными проявлениями. Так это или нет, можно выяснить, только проводя обследование эмоциональной сферы музыкантов. В этом отношении представляет интерес исследование, выполненное А. X. Пашиной и А. В. Тороповой (2000). По их данным, музыкантов можно охарактеризовать как бо-
384 Глава 15. Особенности эмоциональной сферы у представителей некоторых профессий
Таблица 15.3
Выраженность профессиональных характеристик у учащихся хореографического училища с различной эмоциональной реактивностью (баллы)



 
 

<<...