деятельности. На свет человек появляется без психических свойств, а лишь с общей возможностью их приобретения. Толь ко в результате взаимоде



деятельности. На свет человек появляется без психических
свойств, а лишь с общей возможностью их приобретения. Толь
ко в результате взаимодействия с действительностью и актив
ной деятельности человеческий мозг начинает отражать окру
жающий мир, обнаруживая свои индивидуально-психологи
ческие качества и особенности (в том числе и способности).
В таком смысле и следует понимать принятое в психологии
положение, что способности не являются врожденными.
Защита этой точки зрения - необходимое условие борьбы
за научное понимание личности человека и его способностей.
Еще Платон утверждал, что способности являются врожден-
ными и что все знания, которыми пользуется человек - это его
воспоминания о пребывании в идеальном мире <абсолютных
488
знаний>. Учение о врожденности способностей проникает в
богословскую догматику. В XVII веке в трудах французского
философа Декарта подобный подход фигурирует в качестве
учения о <врожденных идеях>.
Следует иметь в виду, что ошибочное мнение, согласно ко-
торому способности даны человеку от рождения готовыми,
распространено и у нас среди некоторой части родителей и
даже педагогов. Это мнение является не столько порождением
психологических и педагогических теорий, сколько результатом
психологической и педагогической малограмотности. Иногда оно
превращается в своего рода ширму педагогической



 
 

<<...