Так, к примеру, портреты кисти Рокотова, Боровиковского, Сурикова, Крамского, Репина, Серова явно передают в выра- жении лица черты и черточ



Так, к примеру, портреты кисти Рокотова, Боровиковского,
Сурикова, Крамского, Репина, Серова явно передают в выра-
жении лица черты и черточки характера человека. На картине
Репина в каменной неподвижности стоит царевна Софья. Об-
рюзгшее лицо, тяжелый взгляд, сильные мускулы у рта, горькое
и вместе с тем брюзгливое выражение - все выдает властный,
жесткий и сильный характер бывшей правительницы всея
Руси, а потом узницы Новодевичьего монастыря.
Однако эта зависимость между привычным выражением
лица человека и складом его характера относительна. То или
иное выражение лица, складки и морщины могут иметь не одну, а
много причин возникновения. Так, например, физиогномисты
473

обыкновенно отмечают, что приоткрытый слегка рот при
несколько опущенной челюсти - признак глупости. Однако
причиной тому может быть и больная носоглотка, и глухота,
и напряженное внимание.
Для определения характера известную роль играет внима-
тельное изучение внешности, в том числе и привычного вы-
ражения лица человека. Однако внешний облик человека не
может сам по себе быть источником исчерпывающих сведений о
его характере.
Поступок и
формирование
характера
Накладывая отпечаток на внешность человека, характер
получает свое наиболее яркое выражение в его поступках,
поведении, деятельности. О характере следует судить в первую



 
 

<<...