тема И.К. Лафатера, который считал, что человеческая голова 470 есть <зеркало души>, и изучение ее строения, конфигурации черепа, мимики



тема И.К. Лафатера, который считал, что человеческая голова
470
есть <зеркало души>, и изучение ее строения, конфигурации
черепа, мимики есть основной путь для познания человеческого
характера. Лафатер оставил ряд остроумных наблюдений над
лицами знаменитых людей, собранных в его книге <Физиогно-
мика>, совершенно лишенной научного значения, но весьма
занимательной. Так, характеризуя Игнатия Лойолу, который
был первоначально солдатом, а затем стал основателем рели-
гиозного ордена иезуитов, Лафатер усматривал воинственность в
остром контуре лица и губ, а иезуитство в <вынюхивающем>
носе и лицемерно полуопущенных глазных веках. О гении Гёте, по
мнению Лафатера, в наибольшей степени свидетельствует его...
нос, который <знаменует продуктивность, вкус и любовь -словом,
поэзию>. Никакой научный метод наблюдения Лафатер
предложить не мог, и его физиогномика носила беллетри-
стический характер. (Примечательно, что физиогномическая
проницательность не помогла пастору Лафатеру угадать в сол-
дате-мародере, своем случайном собеседнике, убийцу. Во время
беседы мародер застрелил знаменитого физиогномиста.)
Появившееся вскоре после смерти Лафатера новое харак-
терологическое учение получило название френология (от греч.
<френ> - ум).
Френология связана с именем немецкого врача Ф.Галля. В
основе учения Галля лежало утверждение, что все свойства



 
 

<<...