характере своего будущего раба? Покорен он или строптив, простодушен или хитер, работящ или ленив? Будет ли он пре- дан хозяину или, наоборо



характере своего будущего раба? Покорен он или строптив,
простодушен или хитер, работящ или ленив? Будет ли он пре-
дан хозяину или, наоборот, взбунтовав, сбежит через несколько
недель? Все это были немаловажные проблемы для покупателя
в условиях рабовладельческого общества.
Уже Аристотель и Платон предлагали определять харак-
тер человека по физиономии. В основу их характерологии легла
гипотеза столь же фантастическая, сколь наивная. Предла-
галось отыскивать во внешности человека черты сходства с
каким-нибудь животным, а затем отождествлять его характер с
характером этого животного. Так, по Аристотелю, толстый,
как у быка нос, обозначает лень, широкий нос с большими
ноздрями, как у свиньи, - глупость, нос, как у льва, - важ-
ность, волосы тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев, - ро-
бость, волосы жесткие, как у львов и кабанов, - храбрость.
Отголоски этой и подобной ей физиогномических систем
определения характера мы находим, например, у средневеко-
вого сирийского писателя Абуль-Фараджа Бар Эбрея. В его
книге содержатся следующие указания: <Человек с толстой и
короткой шеей склонен приходить в ярость, подобно буйво-
лу... Длинная и тонкая шея - признак робости. Такой человек
пуглив, как олень... Тот, у которого очень маленькая шея,
коварен, подобно волку>.
В XVIII веке приобрела известность физиогномическая сис-



 
 

<<...