дети (четырехлетняя девочка поет: <Дам кусок молока и кувшин пирога>). Перевертыши есть продукт воображения детей, конструируемый, как и дру



дети (четырехлетняя девочка поет: <Дам кусок молока и кувшин
пирога>). Перевертыши есть продукт воображения детей,
конструируемый, как и другие образы фантазии, с помощью
перестановки элементов, из которых складывается привычный
образ, под влиянием потребности в эмоциональном ко-
мическом эффекте. Важно, что рядом с этим заведомым иска-
жением действительности, которое представляют собой пере-
вертыши, существует как эталон правильное представление о
мире, опровергающее эти нелепицы и с их помощью еще
прочнее утверждающееся. Неправильная фантастическая ко-
ординация вещей (<Красная Шапочка скушала волка>) спо-
собствует осознанию закономерных связей между предметами и
становится надежным подспорьем в познавательной дея-
тельности ребенка.
О том, что фантастический образ является для ребенка сред-
ством познания и усвоения общественного опыта, свидетельст-
вуют многочисленные психологические данные. А.П.Чехов в
рассказе <Дома> показал, как мало подействовали на семи-
летнего мальчика назидательные поучения о вреде курения и
какой неожиданный эффект произвела незамысловатая ска-
зочка о смерти царевича, имевшего привычку курить. Эмо-
ционально насыщенный образ фантазии оказал сильное впе-
чатление на мальчика: <...Минуту он глядел задумчиво на
темное окно, вздрогнул и сказал упавшим голосом: "Не буду я



 
 

<<...