- повесть, роман или поэму>. Синтез представле- ний в процессах вооб- ражения осуществля- ется в различных фор- мах (рис. 6). Са



- повесть, роман или поэму>.
Синтез представле-
ний в процессах вооб-
ражения осуществля-
ется в различных фор-
мах (рис. 6).
Самая элементар
ная форма синтезиро
вания образов - аг
глютинация - предпо
лагает <склеивание> раз
личных, в повседневной
жизни не соединяемых,
качеств, свойств, час
тей. Путем агглюти
нации строятся мно
гие сказочные образы
(русалка, избушка на
курьих ножках, Пегас,
кентавр и т.д.), она
используется и в тех- Рис.
6.
419

I
ническом творчестве (например, танк-амфибия, соединяю-
щий качества танка и лодки, аккордеон - сочетание фор-
тепьяно и баяна).
По форме преобразования представления агглютинации
близка гиперболизация, которая характеризуется не только
увеличением или уменьшением предмета (великан огромный,
как гора, и мальчик с пальчик), но и изменением количества
частей предмета и их смещением: многорукие боги в индий-
ской мифологии, драконы с семью головами и т.д.
Возможный путь создания образа фантазии - заострение,
подчеркивание каких-либо признаков. При помощи этого приема
создаются дружеские шаржи и злые карикатуры (рис. 7). В том
случае, если представления, из которых конструируется
образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты
сходства выступают на первый план, образ схематизируется.
Хороший пример схематизации - создание художником ор-



 
 

<<...