дочивающего начала сенсорный материал, затем он организу- ется в образ воспринимаемого предмета благодаря вмешатель- ству этого начала. Отсю



дочивающего начала сенсорный материал, затем он организу-
ется в образ воспринимаемого предмета благодаря вмешатель-
ству этого начала. Отсюда сенсорный образ трактуется в ка-
честве происходящего из двух источников. В роли исходного
для него материала выступают эффекты воздействия на телес-
ный орган внешних, независимых от субъекта раздражителей, а
роль конструктора из этих отдельных эффектов целостного
образа отводится субъекту, производящему внутренние пси-
398
хические операции. Поскольку же организм способен жить
только потому, что его действия в окружающем мире управ-
ляются целостными образами внешних объектов, субъект,
обобщающий сенсорные данные, возводился в ранг главного
фактора, определяющего объективный характер взаимоотно-
шений между организмом и средой. Субъект тем самым ока-
зывался последней причинной инстанцией. Получалось так, что,
объясняя способ восприятия организмом действительности (в
форме целостных чувственных образов), он сам в объяснении
не нуждается. Такой подход не мог удовлетворить психологов,
искавших независимые от субъекта основания целостного
характера перцепции.
В психологии возникало и набирало все больший научный
авторитет направление, которое доказывало, что целостность
изначально присуща сенсорным образам. Этим направлением
стала гештальтпсихология, о важнейших положениях которой



 
 

<<...