допустимо понимание самоактуализации как стремление к персонализации. Скульптор, создающий статую, удовлетворяет свое творче- ское стремл



допустимо понимание самоактуализации как стремление к
персонализации.
Скульптор, создающий статую, удовлетворяет свое творче-
ское стремление воплотить в мраморе замысел и осознает пре-
жде всего само данное стремление. Именно этот момент схва-
тывают различные теории самовыражения и самоактуализации
личности типа концепции А.Маслоу. Зачем же тогда художник
стремится продемонстрировать свое творение максимально
большому кругу людей, в особенности тем, кого он считает
ценителями, т.е. своей референтной группе? Казалось бы, он
выразил себя, реализовал в предмете, в конце концов получил
352
за это деньги - и акт самоактуализации обрел свое завершение.
Очевидно, однако, что субъект-объектным актом (художник -
картина) творческая деятельность не кончается, и стремление
остается нереализованным, пока не удастся достроить следую-
щее звено субъект-объект-субъектной связи (художник - карти-
на - зритель), которое позволит осуществить необходимую
персонализацию художника в значимых для него других.
Какие бы критические соображения не высказывались по
поводу охарактеризованных здесь психологических теорий
личности, творческий вклад их создателей и разработчиков
невозможно переоценить. В результате построения психоана-
литических и других теорий личности психология обогатилась
огромным числом понятий, продуктивных исследовательских



 
 

<<...