ограничению и <цензурированию> влечений. Подобная трак- товка личности и ее активности фактически превращает лич- ность в существо, по сути,



ограничению и <цензурированию> влечений. Подобная трак-
товка личности и ее активности фактически превращает лич-
ность в существо, по сути, биологическое. При этом предпо-
лагается, что человек и общество принципиально чужды друг
другу, что их <гармонические> отношения возможны лишь
при подавлении одного силой другого, вечном насилии одного
над другим, при постоянной угрозе бунта бессознательного,
прорыва в агрессию, невроз и т.д.
Стремление Фрейда вывести всю активность личности из
одних лишь сексуальных побуждений (потом к ним прибави-
лось <влечение смерти>) встречало возражения у многих пси-
хологов, что стало одной из причин зарождения неофрейдизма
(К.Хорни и др.), для которого характерно сочетание класси-
ческого фрейдизма с определенными отступлениями от него.
В понимании личности неофрейдисты отказываются от при-
оритета сексуальных влечений и отходят от биологизации
человека. На первый план выдвигается зависимость личности
от среды. При этом личность выступает в качестве проекции
социальной среды, которой личность якобы автоматически
определяется. Среда проецирует на личность свои важнейшие
качества, они становятся формами активности этой личности
(например, поиски любви и одобрения, погоня за властью,
престижем и обладанием, стремление покориться и принять
мнение группы авторитетных лиц, бегство от общества).



 
 

<<...