субъект. Они, эти связи и отношения, вне его, т.е. в общест- венном бытии, и поэтому безличны, объективны (раб нахо- дится в полной зависимо



субъект. Они, эти связи и отношения, вне его, т.е. в общест-
венном бытии, и поэтому безличны, объективны (раб нахо-
дится в полной зависимости от рабовладельца), и вместе с тем
они внутри, в нем самом как личности, и поэтому субъективны
338
(он ненавидит рабовладельца, покорствует или восстает про-
тив него, вступает с ним в социально обусловленные связи).
Утверждение единства, но не тождественности понятий
<индивид> и <личность> предполагает необходимость отве-
тить на возможный вопрос: может ли быть указан факт суще-
ствования индивида, который не являлся бы личностью, или
же личности, которая бы существовала вне и без индивида как
ее конкретного носителя? Гипотетически может быть и то, и
другое. Если представить себе индивида, выросшего вне чело-
веческого общества, то впервые столкнувшись с людьми, он
не обнаружит, помимо индивидуальных особенностей, при-
сущих и биологической особи, никаких личностных качеств,
происхождение которых, как было сказано, имеет всегда об-
щественно-исторический характер. Перед нами будет инди-
вид, который еще не состоялся как личность, он располагает
только природными предпосылками для ее появления в том
случае, если окружающим людям удастся <втянуть> его в со-
вместную деятельность и общение. Опыт изучения детей, вос-
питанных животными, свидетельствует об исключительной



 
 

<<...