тельствуют об эгоизме родителей, какие бы высокие мотивы они себе ни приписывали. Очевидно, что родительский эгоизм как психологическая о



тельствуют об эгоизме родителей, какие бы высокие мотивы
они себе ни приписывали.
Очевидно, что родительский эгоизм как психологическая
основа воспитания в семье неприемлем, но семейный коллектив
не может быть сплочен и на основе чистого альтруизма
родителей. Ребенок, которому отец или мать <отдают себя без
остатка>, легко приучается потреблять плоды родительской
жертвенности. В том случае, если он почему-либо оказывается
313
даже частично их лишен, он выражает недовольство по поводу
<эгоизма> родителей. Именно родители, которые ведут себя как
убежденные альтруисты, зачастую рассматриваются их детьми
как черствые эгоисты, утаивающие что-то из жизненных благ,
которые дети привыкли употреблять лично для себя, никогда
ничего не давая взамен. Ребенок начинает неосознанно при-
держиваться иждивенческого принципа: <Эгоист - это человек,
который заботится о себе больше, чем обо мне>.
Для дружной семьи кажущаяся единственно возможной
альтернатива <или эгоизм, или альтруизм> оказывается мни-
мой. Подлинную альтернативу как эгоизму, так и альтруизму
в семье, как в любой другой группе высокого уровня развития,
составляет внутригрупповая идентификация.
В семье складывается значительно более жесткая ролевая
структура по сравнению с большинством малых групп. Хочет
или не хочет член семьи (отец, мать, бабушка, дедушка, сын,



 
 

<<...