результате отчуждения результатов труда блокировалось и разрушалось общение как производство общего между людьми. Запечатлев в произведенном



результате отчуждения результатов труда блокировалось и
разрушалось общение как производство общего между людьми.
Запечатлев в произведенном предмете свой труд, его создатель
не мог надеяться, что он тем самым продолжает себя в тех, кому
он предназначен, потому что предъявлял себя другим через
этот предмет не он сам, а его хозяин. Общение,
взаимопонимание, взаимоуважение людей, таким образом,
изначально подрывалось.
В.А.Сухомлинский писал: <Человек оставляет себя прежде
всего в человеке. В этом наше бессмертие. В этом высшее сча-
стье и смысл жизни... Человеческий дух тем и отличается от
существования животного, что, продолжая род свой, мы ос-
тавляем в человеке свою красоту, идеалы, преданность высо-
кому и возвышенному. Чем глубже вы... сумели отразить, запе-
235
cib себя в человеке, тем богаче вы как гражданин и тем
счастливее ваша личная жизнь>.
Общение как продолжение себя в другом есть уже общение
второго рода. Если общение первого рода (общение как ком-
муникация) выступило как сторона совместной деятельности,
то общение второго рода в качестве существенной своей сто-
роны имеет совместную,деятельность по производству обще-
ственно ценного и личностно значимого предмета. Здесь зави-
симость перевертывается, и уже деятельность выступает как
часть, необходимая предпосылка общения.



 
 

<<...