'(З.Фрейд) и рассматривают как средоточие сил любви (ин- стинкт продолжения рода) и смерти (инстинкт разрушения, агрессии). <Не Я>, однако,



'(З.Фрейд) и рассматривают как средоточие сил любви (ин-
стинкт продолжения рода) и смерти (инстинкт разрушения,
агрессии). <Не Я>, однако, при таком взгляде не исчерпывается
сугубо биологическими побуждениями: творчество, аль-
208
труизм и даже религиозные устремления иногда рассматри-
вают как проявления чисто природного начала.
Понимание мотивационных основ активности не ограни-
вается обращенностью к различным интерпретациям
субъект-ности человека как деятеля в четырех его ипостасях:
<индивидуальное Я>, <Я другого во мне>, <всеобщее Я>,
<не Я>. Необходим анализ потребностей, которые
удовлетворяет субъект, действуя в мире.
Потоебности Переходя от вопроса о том, в чьих ин-
^-^----- тересах разворачивается активность чело
века, к вопросу ради чего она выполняется, обращаются к
категории <потребность>. Потребность - это состояние живо
го существа, выражающее его зависимость от конкретных усло
вий существования и выступающее источником его активности.
Например, состояние нужды, нехватки, отсутствия чего-либо
значимого для существования индивида, выступают как инте
рес, устремленность, энергия действования. Момент зависи
мости, представленный в потребности, фиксируют термином
<потребностное состояние> (А.Н.Леонтьев), имея в виду, что
индивид выступает здесь, скорее, как пассивное, <страдающее>



 
 

<<...