эгоистическими побуждениями человека. Так, любовь и забота матери о ее ребенке объясняется эгоистическим стрем- лением заслужить уважение к



эгоистическими побуждениями человека. Так, любовь и
забота матери о ее ребенке объясняется эгоистическим стрем-
лением заслужить уважение к себе как к матери, надеждой на
ответное чувство или заботу о ней в будущем и т.п. В чем
ограниченность этого подхода с точки зрения введенного
различения между <индивидуальным Я>, <всеобщим Я> и <Я
другого во мне>? В тот момент, когда мать действует в пользу
своего ребенка, даже претерпевая лишения, она не осознает
различия между своими интересами и интересами ребенка;
она действует от имени <всеобщего Я>, в котором выражено
ее единство с ребенком. Однако как только она сама или
кто-то другой начинают анализировать совершенный
поступок, источник поведения невольно усматривается ис-
ключительно в ее <индивидуальном Я>, которому противо-
поставляется при этом <Я другого>. Реальные основания ее
поведения отражаются в сознании искаженно, рассуждение
разрывает единство, присущее первоистокам активности.
Теория разумного эгоизма оказывается ограниченной в ре-
зультате неумения различать дорефлексивные основания
активности человека и ее мотивировки, выраженные в по-
следующей рефлексии.
В-четвертых, субъект активности безличен и отожде-
ствляется с природным телом индивида (<не Я>): он погружается
при этом в стихию природного. В психоаналитических
концепциях это активное начало обозначают термином <Оно>



 
 

<<...