критическая работа сознания, направленная на отделение <голоса> других людей от его собственного. Во-вторых, субъект активности - это <Я дру



критическая работа сознания, направленная на отделение
<голоса> других людей от его собственного.
Во-вторых, субъект активности - это <Я другого во мне>,
когда <присутствие> другого ощутимо и может переживаться
как своего рода вторжение в мой внутренний мир. Такой при-меР
с абитуриентом поступающим в вуз, мы только что рас-
смотрели. Вместе с тем возможны ситуации, когда интересы
Другого вполне совместимы с собственными интересами чело-
207
шщ
jff;,-
;?||
века. <Я другого во мне>, следовательно, не означает непременно
жертвенности, самоотречения. Последнее отмечается лишь
тогда, когда интересы другого ставятся выше собственных.
В-третьих, субъект активности таков, что он не ото-
ждествим ни с кем из людей конкретно - надындивидуален. Но в
то же время он имеет отношение к каждому, выражая собой то,
что должно быть свойственно всем людям, - <человеческое в
человеке>: совесть, разум, добро, честь, красоту, свободу
Когда активность человека продиктована этими ценностями
говорят, что ее субъектом является <всеобщее Я> в человеке'
<Индивидуальное Я> здесь слито с <Я другого (других)>.
Для пояснения обратимся к одному парадоксу из истории
философской мысли - так называемой <теории разумного
эгоизма>. В соответствии с нею даже самые, казалось бы,
бескорыстные и благородные поступки могут быть объяснены



 
 

<<...