субъективное (в образе, данном в самонаблюдении), индиви дуальное (поскольку сознание неотчуждаемо от индивида) и социальное (поскольку личн



субъективное (в образе, данном в самонаблюдении), индиви
дуальное (поскольку сознание неотчуждаемо от индивида) и
социальное (поскольку личное сознание зависит от общест
венного). Эти антитезы возникали перед каждым, кто отва
жился вступить на зыбкую почву психологии.
Р а о оги * Взятое К.Н.Корниловым из арсенала
-------- экспериментальной психологии понятие о
реакции определялось попытками примирить указанные ан
титезы под эгидой диалектического материализма.
Реакция и объективна, и субъективна, и телесна, и немате-
риальна (хотя способность материи являть особые нематери-
альные свойства - это нечто рационально непостижимое). Она
индивидуальна и в то же время представляет собой реакцию на
социальную (точнее, <классовую>) среду. Таким образом,
разъятые и противопоставленные друг другу ряды явлений
сцеплялись в общем понятии (с расчетом на то, что они не
утратят при этом своей специфики). В таком подходе усмат-
ривалось преимущество марксистской диалектики, одним из
* Написано М.Г.Ярошевским. 186
жневых начал которой служит принцип диалектического °
нства. Q тех ПОр ссылка на диалектическое единство стала
палочкой-выручалочкой> во всех случаях, когда мысль не
могла справиться с реальными трудностями выяснения связей
между различными порядками явлений. Термин <единство> в
лучшем случае намекал на неразлучность этих связей. Но сам



 
 

<<...