Движением, обрушившимся на так называемые психологиче- 185 ские фикции (среди них значилось также представление о ду ше). Казалось, и



Движением, обрушившимся на так называемые психологиче-
185

ские фикции (среди них значилось также представление о ду
ше). Казалось, именно учение о рефлексах проливает свет на
истинную природу человека, позволяя объяснять и предска-
зывать его поведение в реальном, земном мире, без обращения к
<смутным> воззрениям на бестелесную душу.
Это была эпоха крутой ломки прежнего мировоззрения
стало быть, и прежней <картины человека>. Рефлексологию
повсеместно привечали как образец новой картины, и ее
результаты вовсе не являлись в те времена предметом обсу-
ждения в узком кругу специалистов по нейрофизиологии
Рефлексология переместилась в центр общественных интере-
сов, преподавалась (на Украине) в школах, увлекала деятелей
искусства (к примеру, В.Мейерхольда, а павловская фи-
зиология высшей нервной деятельности - К.Станиславского).
По поводу нее выступали и философы, и вожди партии
(Н.Бухарин, Л.Троцкий).
Защищая отвергнутую рефлексологами категорию созна
ния, ее немногочисленные приверженцы надеялись наполнить
ее новым содержанием. Но каким? К марксизму обращались с
целью <примирить> три главных противопоставления, сотря
савших психологию и воспринимаемых как симптомы ее
грозного кризиса. Споры вращались вокруг вопроса о том,
как соотносятся телесное (работа организма) и внутрипсихи-
ческое (акты сознания), объективное (внешне наблюдаемое) и



 
 

<<...