ность, совокупность общественных отношений, воплощенная в индивиде>. Он вновь рассматривает павловскую схему под углом зрения отличий поведе



ность, совокупность общественных отношений, воплощенная
в индивиде>. Он вновь рассматривает павловскую схему под
углом зрения отличий поведения человека от ориентации в
среде животных. Павлов сравнивал механизм коры больших
полушарий с телефонной станцией, где идет переключение
связей от одних абонентов к другим. Выготский считал, что в
открытый Павловым механизм саморегуляции следует вклю-
чить <телефонистку> как реальную и высшую силу.
Он понимал под ней целостную личность, придающую по-
ведению особый <тип организованности>. <Я, - писал он, -
хочу только сказать, что без человека (телефонистки) как цело-
го нельзя объяснять деятельность его аппарата (мозга), что
человек управляет мозгом, а не мозг человеком, что без чело-
века нельзя понять его поведения>.
Павлов объяснил аппарат. Перед Выготским встала задача
объяснить <телефонистку>, не подменяя ее душой или другим
загадочным агентом, изнутри управляющим поступками че-
ловека. Эти детерминанты Выготский искал в совокупности
общественных отношений. Но очевидно, что сама по себе
апелляция к социуму была недостаточной, чтобы определить
<вертикаль>, которую принято называть сознанием или лич-
ностью человека.
Социологический редукционизм столь же непродуктивен
Для психологии, как и биологический. Выготский говорит о
социальных отношениях, воплощенных в индивиде. Но инди-



 
 

<<...