низма. Для Л.С.Выготского же это надындивидуальная соци- альная речевая стихия, порождающая индивидуальное Я. По этим теоретическим ориентир



низма. Для Л.С.Выготского же это надындивидуальная соци-
альная речевая стихия, порождающая индивидуальное Я.
По этим теоретическим ориентирам Выготский сразу же
после переезда в Москву энергично включился в практиче-
скую работу по обучению и воспитанию детей, притом избрав
особую категорию: слепых и глухих маленьких детей, калек
(жертв недавней гражданской войны), умственно отсталых. UH
выступил как создатель новой комплексной науки - де-
фектологии. Его доклад перед работниками в области этой
специальной педагогики прозвучал, по воспоминаниям одного
175
из участников, <громом среди ясного неба>, стал <огненной
линией, проведенной между старой и новой советской дефек
тологией>. Выготский высмеял тех, кто говорит о слепоте и
глухоте человека так, как если бы речь шла о <слепой собаке
или глухом шакале,>. Выпадение какого-либо из органов
чувств означает <перерождение общественных связей, смещение
всех систем поведения>. Опора же на учение Павлова позволяет,
по Выготскому, <свести счеты до последнего знака со старой
педагогикой трудного детства, приводя к глубочайшей важности
выводу: нет никакой разницы между воспитанием зрячего и
слепого ребенка, новые условные связи завязываются
одинаковым образом с любого анализатора. Влияние орга-
низованных внешних воздействий является определяющей
силой воспитания>. Выготский неоднократно упоминал о ме-



 
 

<<...