представляют мир интериоризованных внешних движений и потому описываются не в виде функций или процессов нервной ткани, а в виде обретших вз



представляют мир интериоризованных внешних движений и
потому описываются не в виде функций или процессов нервной
ткани, а в виде обретших взамен внешнего внутреннее бытие
актов поведения. Здесь Л.С.Выготский нашел тот же ход
мысли, который задолго до него открыл И.М.Сеченов.
4. В общей структуре поведения человека выделяются дви-
жения особого рода и вида. Это речевые рефлексы. Они образуют
особую систему рефлексов среди других их систем и являются
эквивалентом сознания. <Сознание есть... взаимовозбуждение
различных систем рефлексов>. Речедвигательные реакции на
неречевые рефлексы (также и в том случае, когда эти
вербальные реакции производятся непроизнесенным вслух
словом) образуют механизм сознательности.
Тем самым у Л.С.Выготского мы находим первый абрис
будущей версии о двух сигнальных системах.
5. Поскольку сознание это - <вербализованное поведение>,
индивидуальное в человеке вторично по отношению к социаль-
ному, Л.С.Выготский пишет о тождестве <механизмов сознания
и социального контакта>. В этом же корни самосознания: <Мы
сознаем себя, потому что мы сознаем других, и тем же самым
способом, каким мы сознаем других>. Следуя этой мысли,
Л.С.Выготский новыми глазами прочитывает формулу
З.Фрейда о Я и Оно. Как известно, для З.Фрейда Оно - это
безличная слепая сила либидо, укорененная в биологии орга-



 
 

<<...