гории, как особого способа бытия не оказывается. Оно ока- зывается очень сложной структурой поведения>. 2. Вслед за И.М.Сеченовым Л.С.Выготс



гории, как особого способа бытия не оказывается. Оно ока-
зывается очень сложной структурой поведения>.
2. Вслед за И.М.Сеченовым Л.С.Выготский особое значе-
ние придает рефлексам, оборванным на их двигательном завер-
шении. Игнорировать их <значит отказаться от изучения (именно
объективного, а не однобокого, субъективного наизнанку)
человеческого поведения. В опыте над разумным человеком нет
такого случая, чтобы фактор заторможенных рефлексов, пси-
хики не определял так или иначе поведения испытуемого...>.
Итак, психика, принимаемая за незримый внутренний!
мир сознания, имеет зримое основание в объективно данном!
поведении.
3. Тем самым проводилась демаркационная линия между
трактовкой поведения И.П.Павловым, В.М.Бехтеревым и дрУ-
174
ми рефлексологами, с одной стороны, и попыткой Л.С.Вы-
готского найти для сознания достойную роль во внутренней г
анизации поведения - с другой. Согласно рефлексологической
версии, между восприятием раздражителя (сигнала) и
наблюдаемым в эксперименте внешним эффектом разыгрывается
динамика нервных процессов, которая, протекая внутри
головного мозга, описывается в физиологических терминах
(возбуждение, иррадиация, концентрация, торможение и другие
нервные процессы). Согласно же Л.С.Выготскому, между
стимулом и реакцией действуют реалии иного порядка. Они



 
 

<<...