Самым соблазнительным было бы поставить ее в тот же ряд что и другие, уже получившие объективное и причинное зна- чение факты, установленные



Самым соблазнительным было бы поставить ее в тот же ряд
что и другие, уже получившие объективное и причинное зна-
чение факты, установленные прежде всего учением об услов-
ных рефлексах. Иначе говоря - свести к принципам и меха-
низмам этого учения явления, относимые обычно к разряду
психических. Однако этот примитивно редукционистский путь
Л.С.Выготского не устраивал. Он не устраивал и лидеров
науки о поведении - И.П.Павлова и В.М.Бехтерева. Оба
признавая биологическую значимость психики как самостоя-
тельного фактора развития живого и как сферу особых, субъ-
ективных переживаний, выносили сознание, внутренний мир
субъекта за пределы поведения, стало быть, за пределы реаль-
ных, доступных причинному объяснению связей организма со
средой. Именно это дало повод Л.С.Выготскому утверждать,
что <в сущности, дуализм и есть настоящее имя этой точке
зрения Павлова и Бехтерева>. Какую же альтернативу редук-
ционизму, с одной стороны, и дуализму - с другой, предлагал
Л.С.Выготский?
Основные ориентиры этих поисков можно было бы выде-1
лить в виде следующих пунктов:
1. <Надо изучать не рефлексы, а поведение - его механизм,
состав, структуру>, ибо <сознание есть проблема структуры I
поведения>. Система создает принципиально новое качество,
неуловимое при сколь угодно объективном высвечивании ее
отдельных компонентов. <...Сознания как определенной кате-



 
 

<<...