ясной. Представление жизни как чего-то простого, рассудительного и прозрачного прежде всего противоречит действительности. Оно не реально. В



ясной. Представление жизни как чего-то простого, рассудительного
и прозрачного прежде всего противоречит действительности.
Оно не реально. Ведь было бы очень плохим реализмом
утверждать, например, что под видимой поверхностью земли,
по которой мы ходим и ездим, не скрывается ничего кроме
пустоты. Такого рода реализм был бы разрушен всяким
землетрясением>. К этому суждению Выготский добавляет
<трагедией>.
Соловьев говорил о <мистической глубине жизни>, о том что
в грубый узор внешней причинности неуловимо вплетается
ускользающая от поверхностного взгляда тонкая нить роковой
связи событий.
Эти высказывания Соловьева Выготский соотносил со своей
версией о <Гамлете> как <синтетической драме>, где трагедия
характера сочетается с трагедией рока. Обращение Соловьева
к <мистической глубине жизни> отвергало объяснение
поступков людей действием механических причин. Эта идея,
волновавшая молодого Выготского, соотносилась им с
собственной убежденностью в том, что в драме Шекспира
внешними поступками героев правит иррациональное начало,
ведущее их к катастрофе. Следует помнить, что это высказы-
валось в 1916 г., когда среди русских были весьма распро-
странены апокалипсические настроения. Именно в этом году в
России широко отмечалось 300-летие со дня смерти Шек-
спира, гордости Англии, союзницы России в мировой войне.



 
 

<<...