человеку), или <монизм сверху>. Вагнер показывает, как оценка психической деятельности животных по аналогии с человеком приводит к открытию<



человеку), или <монизм сверху>.
Вагнер показывает, как оценка психической деятельности
животных по аналогии с человеком приводит к открытию
<сознательных способностей> сначала у млекопитающих, птиц и
других позвоночных, потом у насекомых и беспозвоночных по
одноклеточных включительно, затем у растений. Признавая
необходимым сравнение психики человека и животных (без
этого не было бы сравнительной психологии), Вагнер
отрицал необходимость и возможность метода прямых анало-
гий с психикой человека в биопсихологии.
Другое направление, противоположное <монизму сверху>,
Вагнер именовал <монизмом снизу>. В то время как антропо-
морфисты, исследуя психику животных, мерили ее масштабами
человеческой психики, <монисты снизу> (к их числу он относил
Ж.Леба, К.Рабля и других), решая вопросы психики человека,
определяли ее наравне с психикой животного мира мерою
одноклеточных организмов.
Если <монисты сверху> везде видели разум и сознание, ко-
торые в конце концов признали разлитыми по всей вселенной,
то <монисты снизу> повсюду (от инфузории до человека) ус-
матривали только автоматизмы. Если для первых психический
мир активен, хотя эта активность и характеризуется теологиче-
ски, то для вторых животный мир пассивен, а деятельность и
судьба живых существ предопределены <физико-химическими
свойствами их организации>. Если <монисты сверху> в основу



 
 

<<...