гории и формы, которые исторически развивались в преды- дущих поколениях>. Согласно эмпирической доктрине, психические процессы начинаютс



гории и формы, которые исторически развивались в преды-
дущих поколениях>.
Согласно эмпирической доктрине, психические процессы
начинаются и кончаются в индивидуальном сознании. Ланге же
ставил его в зависимость от недоступных рефлексии субъекта
уходящих в глубь веков <напластований>, <археологии> мысли'
Такой подход не только требовал изменить стратегию изучения
человеческой психики, соотнеся ее с детерминационным воздей-
ствием знаковой системы языка. Он еще под одним углом вы-
свечивал бессмысленность философии <чистого> опыта, пози-
тивистской веры в возможность мысли добраться до <твер-
дого> эмпирического материала как последней, прочной точки
научного знания. Несомненно, и эту философию имел в виду
Ланге, когда писал следующее: <...Вглядываясь внимательно в
любое наше чувствование или мысль, в значение любого слова
или флексии, мы находим в них огромное число планов или
полей сознания, уходящих все глубже в неопределенную темную
даль, и дойти в этих глубинах до твердого дна, т.е. непо-
средственного факта, подобного физическому, в котором не
было бы примеси рефлексии, оказывается невозможным...>.
В предреволюционной русской психологии Ланге был
пионером в постановке вопроса о необходимости перехода из
биологического в социокультурный план анализа человече-
ской души, чтобы объяснить ее суть и судьбу.



 
 

<<...