дифференцированной психики, дифференцированных ощуще- ний и движений инстинктивного типа, стадию индивидуально приобретенного опыта и, након



дифференцированной психики, дифференцированных ощуще-
ний и движений инстинктивного типа, стадию индивидуально
приобретенного опыта и, наконец, качественно новую ступень -
развитие психики у человека как социокультурного существа.
Менее всего он был склонен считать, будто законы челове-
ческого поведения исчерпываются биологическими детерми-
нантами. Согласно его твердому убеждению, <душа человече-
ской личности в 99% есть продукт истории и общественности>.
Это общее, философское по своему смыслу положение тре-
бовалось перевести в понятия конкретной науки, объяснить,
каким образом история общества и культуры определяет ра-
боту психофизиологического механизма в особом, истинно
человеческом режиме жизнедеятельности. Самоочевидным во-
площением жизни социокультурного мира, в которую изна-
чально погружен человеческий индивид, является язык.
Слово выступает в роли главного фактора психического
развития человека как существа <общественного и историче-
ского>, сознание которого обусловлено не тем, что заложено
в генах, и не самостоятельно выработанными (посредством
проб и ошибок) индивидуальными способами приобщения к
среде, а миллионолетним опытом прежних поколений. Ланге
писал: <... язык с его словарем и грамматикой формирует всю
Умственную жизнь человека, вводя в его сознание все те кате-
155



 
 

<<...