активности субъекта. Достойным человека они считали лишь один ее вектор - самоуглубление. Это сопрягалось с социаль- но-идеологической конце



активности субъекта. Достойным человека они считали лишь
один ее вектор - самоуглубление. Это сопрягалось с социаль-
но-идеологической концепцией, по которой путь к новой Рос-
сии пролегает через переустройство души, ее внутреннее со-
вершенствование.
Научная и педагогическая деятельность Челпанова, к со-
жалению, прерывается в 20-е годы. После революции судьба
его складывается трагически. В 1923 г. его изгоняют не только
из Университета, но и из созданного им Психологического
153
института, причем инициаторами его ухода становятся его же
бывшие ученики и сотрудники - Корнилов, Блонский и
гие, выступавшие за построение психологии на основе мар-
ксизма. Челпанов, который писал о том, что психология, как и
математика, физика и другие положительные науки, должна
быть вне любой филбсофии, в том числе и марксистской, ос-
тался без работы.
Однако в первое время судьба остается еще милостивой к
нему. В конце 1923 г. он начинает работу в Государственной
академии художественных наук (ГАХН), вице-президентом
которой становится Шлет. Работа в физико-психологическом
отделении, главным образом в комиссии по восприятию про-
странства, привлекает Челпанова возможностью продолжения
его научной работы по изучению пространства, которая была
начата им еще в Киевский период. В этот же период
Челпанов читает цикл научно-популярных лекций по психо-



 
 

<<...