должен лечь в основу всех видов конкретного психологического исследования - экспериментального, генетического и т.д. Челпанов отмечал сходст



должен лечь в основу всех видов конкретного психологического
исследования - экспериментального, генетического и т.д.
Челпанов отмечал сходство предлагаемого им метода с
феноменологией Гуссерля. Так завершилась его эволюция в
качестве <эмпирического> психолога. Сперва он пропаганди-
ровал вундтовский эксперимент, затем,- данные вюрцбурж-
цев, сделавших упор на внутренней активности и внечувст-
венности мышления, и, наконец, главную задачу психолога он
увидел в том, чтобы <очистить> сознание от влияния исполь-
зуемых в экспериментах стимулов (физических и вербальных),
с тем чтобы созерцать образующие его начальные сущности.
Стремление к предельной отрешенности от реальности, от
суетного мира, где происходили события, взрывавшие до осно-
вания прежние социальные порядки, - такой была в 1917 г.
позиция не одного Челпанова. В этом же году С. Франк высту-
пил с книгой <Душа человека>, полной близких феноменализму
размышлений о том, что лишь изнутри открывается человеку
глубина бытия. Л.Лопатин в 1917 г. опубликовал статью <Не-
отложные задачи современной мысли>. Эти задачи он усматри-
вал в том, чтобы покончить с <неисправимым> натуралистиче-
ским мировоззрением и спасти веру в бессмертную душу.
В течение десятилетий русские идеалисты отвергали детер-
минизм во имя независимой ни от чего внешнего духовной



 
 

<<...