воду имеется свидетельство одного из непримиримых идейных противников Сеченова-Г. И. Челпанова (1863-1936). После успешной работы в Киевском



воду имеется свидетельство одного из непримиримых идейных
противников Сеченова-Г. И. Челпанова (1863-1936).
После успешной работы в Киевском университете (который со
времен Юркевича был центром консолидации противо-
стоящих естественнонаучной психологии сил) и защиты док-
торской диссертации <Проблема восприятия пространства>,
°н перешел в Московский университет. Широкую известность
приобрела его книга <Мозг и душа>, вышедшая Б 1890 г. и за-
тем множество раз переиздававшаяся. В 5-м издании, отстаи-
Вая положение о том, что психические явления могут быть
познаваемы путем самонаблюдения, Челпанов писал: <Для
Нас> Русских, этот вопрос представляет интерес потому, что он
одно время был предметом журнальной полемики между
147
Кавелиным и Сеченовым. Кавелин говорил, что основно"
прием, при помощи которого можно строить психологию
есть "внутреннее зрение", "психическое зрение". Сеченов, фи'
зиолог, утверждал, что такого "внутреннего, психического"
зрения вовсе нет и быть не может. Общественное мнение стало на
сторону Сеченова, и в настоящее время у нас господствует
взгляд, по которому метод самонаблюдения должен быть
признан методом ненаучным>. В этой оценке Челпановьщ
дискуссии, имевшей чуть ли не полувековую давность, заслу-
живает внимания констатация того, что сеченовский взгляд
остается в научно-общественном мнении господствующим.



 
 

<<...