зических явлений, в области которых это мышление необхо- димо должно вращаться>, Ушинский стремился отобрать все наиболее важное и перспекти



зических явлений, в области которых это мышление необхо-
димо должно вращаться>, Ушинский стремился отобрать все
наиболее важное и перспективное. Правда, в философской
части своей педагогической теории он провозгласил поляр-
ность нервной системы как чистого механизма и души как
самостоятельной сущности. Но в конкретном научном иссле-
довании он не остановился на этом и искал, способ заполнить
пропасть между машинообразно работающим мозгом и бес-
телесной, произвольно действующей душой.
Фундаментальной категорией Ушинский считал полу-
рефлексы, к которым относилось все многообразие навыков и
привычек. Им отводилось важнейшее место в воспита-
тельном процессе. Вряд ли кто-нибудь в мировой литературе
охарактеризовал с такой полнотой и красочностью педагс
гическое значение навыков и привычек, как Ушинский. Раз-
личие между рефлексами и полурефлексами заключается не в
степени зависимости (большей или меньшей) от нервной
системы, а в том, что полные рефлексы установлены самой
природой в организации нашего тела, тогда как полуреф"
лексы есть результат воспитания, упражнения. Открытие
Сеченовым центрального торможения служило Ушинскому
опорой в представлении о нейромеханизмах полурефлекса,
хотя в целом сеченовское учение о рефлексах головного мозга
он не принимал.
140
Считая привычку <усвоенным рефлексом>, Ушинский ви-всю



 
 

<<...