апперцепции, он трансформировал его, выдвинув положение об <апперцепции в слове>. Тем самым акт сознания субъекта выступал в качестве произв



апперцепции, он трансформировал его, выдвинув положение об
<апперцепции в слове>. Тем самым акт сознания субъекта
выступал в качестве производного от языковой структуры,
которая объективна и не зависит от индивидуальных
свойств личности и понимание которой обусловлено принад-
лежностью к одному и тому же народу.
Психология, согласно взглядам Потебни, призвана стать
генетической наукой, с тем чтобы исследовать <историю воз-
никновения душевных явлений в пределах личной, племенной,
народной жизни>. Орудием построения ее предмета служит
язык, который есть средство не выражать уже готовую мысль, а
создавать ее. Из этого в качестве ключевой для психологии
выступает задача показать на деле участие слова в образовании
последовательного ряда систем, <обнимающих> отношение
личности к природе.
Проводя аналогию между развитием сознания в филогенезе и
в онтогенезе, Потебня считал, что законы языка требуют
создания нового отдела в психологии, содержанием которого
должно быть исследование отношений личного развития к
народному. Причем зависимость индивидуальной психики от
надындивидуальных творений народа вовсе не означает в
понимании Потебни их пассивного восприятия. Он неизменно
отстаивал принцип активного отношения отдельных лиц к
Действительности, настаивал на том, что во всех случаях их
жизнь следует трактовать как самодеятельность, ставя в центр



 
 

<<...