Язык народа направлению, выступившему под назва- как орган, обра- нием <психология народов>. Она притя- зующий мысль зала на из



Язык народа направлению, выступившему под назва-
как орган, обра- нием <психология народов>. Она притя-
зующий мысль зала на изучение народного, а не индиви-
дуального сознания. В своем проекте психологии как
самостоятельной науки Вундт предусматривал два раздела:
физиологическую психологию, объектом которой служит
индивид, и этническую, исследующую по продуктам
культуры (языку, мифу и др.) душу творящего их народа. Ни в
одном, ни в другом Вундт не был оригинален.
Физиологическая психология опиралась на лабораторные
опыты, открывшие закономерности работы органов чувств.
Что же касается психологии народов (этнопсихологии), то
первыми ею занялись ученики И.Гербарта Х.Штейнталь и
другие, издававшие специальный журнал <Психология народов и
языкознание> (первый том вышел в 1860 г.). Издатели ру-
ководствовались идеей о том, что первоэлементы психики
(согласно Гербарту, ими служат <представления>) объясняют
<дух народа>, каким его запечатлевают язык, обычаи, мифы и
другие феномены культуры.
Это и был путь психологизма. В научный оборот вошли
факты, которые не интересовали физиологическую психоло-
гию. Однако опора на гербартианскую концепцию <статики и
динамики представлений>, уходящую корнями в индивидуали-
стическую трактовку души, не могла объяснить, каким образом
факторы культуры формируют психический склад народа.



 
 

<<...