естественнонаучному уму мироздание. Психическое имеет свои законы. Однако это не дает оснований возводить его в ранг особой сверхтелесной су



естественнонаучному уму мироздание. Психическое имеет свои
законы. Однако это не дает оснований возводить его в ранг
особой сверхтелесной сущности, познаваемой только изнутри,
посредством самонаблюдения.
Сеченовский план разработки новой психологии сложился в
полемике с Кавелиным, который в России защищал утвердив-
шийся на Западе взгляд на психологию как науку о сознании,
^ильная сторона этого плана заключалась в утверждении объ-
ективного метода, в том, что были заложены краеугольные
камни науки о поведении и его психической регуляции. Слабая е
сторона была обусловлена тем, что в программе, где единст-во
°Рганизма виделось проистекающим из его укорененности в
рукотворной природе, история и культура как мощные силы,
Реооразующие человеческое существо, оказывались внешними
отношению к этому единству.
ник авелин был пРав. указывая на сферу культуры как источ-тех
влияний на человеческую психику, которые неведомы
137
физиологии. Однако сама психика мыслилась им в понятиях
выработанных традиционными учениями о ней как сфеп'
внутреннего опыта, собираемого благодаря способности п\.
ши наблюдать за тем, что в ней происходит. Это неизбежно
влекло к так называемому психологизму, т.е. объяснению со-
циокультурных процессов действием внутрипсихических сил
Психологизм был присущ возникшему
А. А. Потебня. в середине прошлого века в Германии



 
 

<<...