И1Мгпемления и свойства людей. Сеченов, отвечая ему, указы-^ что при всей важности историко-культурных материалов, В в них лежит <средство к



И1Мгпемления и свойства людей. Сеченов, отвечая ему, указы-^ что
при всей важности историко-культурных материалов, В в них
лежит <средство к рассеянию тьмы, окружающей Н
ихологические процессы>. Ведь обращаясь к этим памятни-п
любой исследователь по необходимости приходит к обы-енной
психической жизни, которую Кавелин описывает в тра-иционных
понятиях о сознании как внутреннем опыте, о воле как особой,
независимой от внешних причин силе. Кавелин не оставил
сеченовскую критику без ответа. Он писал, что большинство
возражений в его адрес - плод недоразумений, <которыми
так богата русская земля>.
Сеченов - физиолог и потому обратил внимание на сома-
тическую сторону. Он, Кавелин, представитель гуманитарных
наук и потому склонен интересоваться высшими психическими
проявлениями. В действительности же дело заключалось не в
различии профессиональных интересов, а в различии двух
мировоззрений и потому двух направлений в объяснении пси-
хической деятельности и ее субъекта - человеческой личности.
Следуя антропологическому принципу, Сеченов отклонил
версию о том, что в человеке сочетаются <две натуры> - те-
лесная и духовная. Основой целостности человека является
единая природа, представленная в различных нераздельных
формах. Психическое - одна из этих форм, познаваемая такими
же объективными методами, как и все остальное, открытое



 
 

<<...