лений человека. Книга Кавелина, в противовес учению о зависимости жизни человека от материальных причин (и тем самым надежды на изменения



лений человека.
Книга Кавелина, в противовес учению о зависимости жизни
человека от материальных причин (и тем самым надежды на
изменения ее реальных, земных условий), переносила центр
тяжести на <внутреннее обновление>: <если миру суждено быть
обновленным, то это может совершиться изнутри нас>.
Прогрессивная печать подвергла Кавелина резкой критике
и даже поставила его психологическую концепцию в связь с
крепостническими убеждениями. Кавелин, признавая важ-
ность и необходимость обновления психологии, настаивал на
незыблемости субъективного метода (<внутреннего зрения>).
Особую роль он придавал произвольному характеру npoirc-
сов сознания.
В произвольности усматривалось концентрированное вы-
ражение сущности психического. Детерминизм же считался
применимым только к телесным явлениям. Кавелинская книга
была прямым вызовом Сеченову, и он вызов принял, высту-
пив сперва с замечаниями на эту книгу, а затем - с трактатом
<Кому и как разрабатывать психологию>. Он показал, что вс
аргументация Кавелина воспроизводит давние убеждения сто-
ронников интроспекционизма, из-за которого психология
оказалась в состоянии научной нищеты. Кавелин усматрив
136
У своего понимания задач психологии в обращении к Н°В
материалу, который физиология не рассматривает, а Т° нно -
к памятникам культуры, запечатлевшим духовные



 
 

<<...