л Хол°гии> (1872). Назвав рефлекторную теорию о принад- вшем Сеченову открытии аппаратов, задерживающих 135 движения, <вели



л Хол°гии> (1872). Назвав рефлекторную теорию о принад-
вшем Сеченову открытии аппаратов, задерживающих
135


движения, <величайшим достижением>, соглашаясь, что мате
риализм в его научной форме <признает значение и влияние-
психических явлений>, Кавелин выступил против применения
в психологии приемов и выводов естественных наук, ибо это
влечет за собой срциальные бедствия: физическая сторона
подавляет духовную и <личность как нравственный деятель
сходит со сцены>.
Сквозной темой рассуждений Кавелина была проблема
нравственности в разных ее аспектах. Он полагал, что нравст-
венность и достоинство невозможны без твердых моральных
правил, которые даются только философией и религией. Од-
нако сами по себе и философия и религия не могут помочь
обрести идеалы, помочь человеку понять себя, причину своих
разочарований и разобраться, осознать свои стремления и чув-
ства. Этому должна способствовать наука о человеке, о его
душе - психология. Поэтому-то Кавелин и считал ее одной из
основных необходимых для того времени наук. Таким образом,
говоря о психологии и ее задачах, он исходил из определенного
взгляда на состояние общества и на предмет психологии.
Отсюда и задачи психологии, типичные для отечественной
науки. Это задачи этические и направленные непосредственно
на изменение мировоззрения через осознание идеалов и стрем-



 
 

<<...