строго опытных, чуждых метафизике наук. <Антропологи- ческий принцип> Чернышевского отвергал этот эмпиризм, создавая философскую почву для у



строго опытных, чуждых метафизике наук. <Антропологи-
ческий принцип> Чернышевского отвергал этот эмпиризм,
создавая философскую почву для утверждения объективного
метода взамен субъективного. Этот же принцип, постулируя
единство человеческой природы во всех ее проявлениях, стало
быть и психических, отвергал прежнюю, восходящую к Де-
карту, концепцию рефлекса, согласно которой организм рас-
щеплялся на два яруса - автоматических телесных движений
(рефлексов) и действий, управляемых сознанием и волей.
Противники Чернышевского полагали, что имеется только
одна альтернатива этой <двухъярусной> модели поведения, а
именно - воззрение на это поведение как чисто рефлекторное.
Человек, тем самым, обретал образ нервно-мышечного пре-
парата. Поэтому Юркевич требовал <остаться на том пути,
который был указан Декартом>.
" . Профессор права К.Д.Кавелин (1818-
_ лД. Кавелин 1885) издавна интересовался проблемами
Щотив психологии. Он принимал участие в эт-
нопсихологических исследованиях группы
Надеждина (см. выше) и предполагал, что
. ,
изучение народного характера по продуктам культуры при-
Даст психологии облик позитивной науки.
в УСЛОВИЯХ, когда новое поколение восприняло сеченовскую
нцепцию в качестве образца научного объяснения психиче-
х явлений, Кавелин выступил с ее критикой в книге <Задачи



 
 

<<...