менно обнаружилась бы в чем-нибудь: а так как она не обнаруживается ни в чем, так как все проис ходящее в человеке происходит по одной реаль



менно обнаружилась бы в чем-нибудь: а
так как она не обнаруживается ни в чем, так как все проис
ходящее в человеке происходит по одной реальной его нату
ре, то другой натуры в нем нет>.
Идея единства человеческого организма обосновывалась
и онтологически - он является сгустком природных сил и
элементов, присущих мирозданию в целом, и гносеологиче-
ски - он познается тем же способом, как и остальные реалии
этого мироздания. Соответственно и психика как один из
жизненных процессов этого организма не является само-
стоятельной сущностью и не требует, чтобы быть познан-
ной, иных средств, чем те, которыми наука добывает истину
о других вещах.
134
идеи единства организма служило учение о <двух опытах>.
<Сколько бы мы ни толко-об единстве человеческого организма,
- писал Юркевич, -Ъ всегда будем познавать человеческое
существо двояко: нешними чувствами - тело, его органы и
внутренним чувством - душевные явления>.
Юркевич отстаивал так называемую опытную психологию,
согласно которой психические явления принадлежат к миру,
лишенному всех определений, свойственных физическим телам,
и познаваемы в своей сущности только субъектом, который
непосредственно их переживает.
Слово <опыт> давало повод говорить, что психология, ис-
пользующая этот внутренний опыт, является эмпирической
областью знания и тем самым обретает достоинство других,



 
 

<<...