ствиям, прочно вошли в идейную ткань американской психоло гии. До сих пор по блестяще написанной в конце прошлого века книге Джемса учатся в



ствиям, прочно вошли в идейную ткань американской психоло
гии. До сих пор по блестяще написанной в конце прошлого
века книге Джемса учатся в американских колледжах.
Бихевиопизм ^ начале XX века возникает мощное на-
-----^-- правление, утвердившее в качестве пред
мета психологии поведение, понятое как совокупность реак
ций организма, обусловленная его общением со стимулами
среды, к которой он адаптируется. Кредо направления запе
чатлел термин <поведение> (англ, <бихевиор>), а само оно
было названо бихевиоризмом. Его <отцом> принято считать
Дж.Уотсона (1878-1958), в статье которого <Психология, ка
ковой ее видит бихевиорист> излагался манифест новой шко
лы. В нем требовалось <выбросить за борт> как пережиток
алхимии и астрологии все понятия субъективной психологии
сознания и перевести их на язык объективно наблюдаемых
реакций живых существ на раздражители. Ни Павлов, ни Бех
терев, на концепции которых опирался Уотсон, не придержи
вались столь радикальной точки зрения. Они надеялись, что
объективное изучение поведения в конце концов, как говорил
Павлов, прольет свет на <муки сознания>.
Бихевиоризм стали называть <психологией без психики>,
оборот предполагал, что психика идентична сознанию.
ежду тем, требуя устранить сознание, бихевиористы вовсе е
превращали организм в лишенное психических качеств



 
 

<<...