тественнонаучного, материалистического понимания психики (в России одно время, в середине 60-х годов XIX века, цензура запретила его книгу <



тественнонаучного, материалистического понимания психики
(в России одно время, в середине 60-х годов XIX века, цензура
запретила его книгу <Лекции о душе человека и животных>),
другие - защитником учения о бессубстратном сознании (на-
пример, К.Д.Кавелин в полемике с И.М.Сеченовым). Поэто-
му, рассматривая вопрос о том, чему обучались будущие пси-
хологи в вундтовской школе, следует иметь в виду, что, овла-
девая методами новой науки, они работали в теоретической
атмосфере, пронизанной эклектическими представлениями.
Джемс сказал про систему Вундта, что она напоминает червя:
если рассечь его на части, каждая из них будет продолжать
ползать. В вундтовской системе нет жизненного центра, уко-
лом в который можно было бы с ней покончить.
Эклектический характер вундтовской программы определя-
ется тем, что естественнонаучные тенденции нарождавшейся
психологии преломились в ней сквозь призму идеалистических
представлений о сознании и его отношении к материальному
миру. Апология субъективного метода (интроспекции) не выте-
кала из логики развития психологического познания. Она была
обусловлена определенными обстоятельствами социально-
идеологического характера. Идейная атмосфера, сложившаяся
в немецких университетах, требовала от профессора философии
противостоять материалистическому воззрению на человека.



 
 

<<...