свет его труда <Происхождение человека> (1870), из которого следовало, что человек создан не по образу и подобию Божь- ему, но является выхо



свет его труда <Происхождение человека> (1870), из которого
следовало, что человек создан не по образу и подобию Божь-
ему, но является выходцем из обезьяньего стада.
В основе воссозданной Дарвином величественной картины
развития живой природы лежало новое объяснение причин-
ных факторов этого развития, т.е. детерминизма.
82
Дарвиновское учение ознаменовало крутой поворот от одной
формы детерминизма к другой. Прежний детерминизм мыслил
все мироздание в категориях механики. Новый детерминизм в
отличие от прежнего являлся биологическим. (Сокращенно их
можно обозначить как механодетерминизм и биодетерминизм.)
Какие же признаки вводил этот новый стиль мышления?
Прежде всего, Дарвин указывал на естественный отбор как
фактор выживания организмов в постоянно угрожающей их
существованию среде. В ходе эволюции выживают те, кто
смог наиболее удачно приспособиться. Опорным в этой объ-
яснительной схеме является фактор наследственности. Те жи-
вотные формы, которые выжили в борьбе за существование,
передают свои свойства потомству. Между особями, обра-
зующими данный вид, существуют биологически предопреде-
ленные различия. Без изменчивости не было бы и развития.
Выживают же те, кому удалось лучше приспособиться (адап-
тироваться). Естественный отбор безжалостно истребляет все,
что не способствует выживанию, адаптации.



 
 

<<...