<жизненные духи>, вибраций мозгового вещества и т.п. оказались иллюзорными. Ассоциативная доктрина <зависла> в недрах сознания (или души), и



<жизненные духи>, вибраций мозгового вещества и т.п.
оказались иллюзорными. Ассоциативная доктрина <зависла> в
недрах сознания (или души), ибо лишилась опоры в дея-
тельности мозга. Тем не менее она оставалась единственным
направлением, способным не только описывать, но и объяснять
психические факты. Ее объяснительный потенциал, созданный
успехами механики, давшими новый образ физического мира
(в том числе и организма как <вещи> этого мира), все еще
сохранялся. Новые теоретики ассоцианизма искали выход в
том, чтобы отстоять принцип ассоциации безотносительно к
<механике> головного мозга, из законов которой она прежде
выводилась.
Этот общий подход отстаивали авторы различных вари-
антов решения задачи путем <чисто> психологической, не
<замешенной> на данных физиологии трактовки ассоциации.
Образцы подобной трактовки уже преподали Беркли и Юм.
Идея дальнейшего продвижения в этом направлении получила в
первой половине XIX века особую популярность в Англии.
Поскольку уже сам термин <ассоциа
ция> тесно сопрягался с представлением о
Мсоциация как том, что связь идей обусловлена связью
суггестия нервных элементов в организме, шотланд
ский философ Т.Браун (1778-1820) пред
ложил взамен термина <ассоциация> термин <суггестия> (вну
шение). Одна идея внушает другую, но не произвольно, а по
определенным законам. Браун разделил эти законы на пер



 
 

<<...