этом в качестве определяющего начала выдвигалось развитие не одного только разума (ср. Кондорсе), но широко понятой гуманности, человечности



этом в качестве определяющего начала выдвигалось развитие
не одного только разума (ср. Кондорсе), но широко понятой
гуманности, человечности, достигнутой благодаря взаимному
влиянию людей друг на друга.
Духовная активность, отличающая человека от животного,
проявляется, по Гердеру, прежде всего в языке. В сочинении
<О происхождении языка> (1770) он попытался развить исто-
рический взгляд на языковое творчество и вместе с тем связать
его с психологией мышления. Язык не есть нечто готовое; его
развитие - динамический, творческий процесс. Развитие инди-
видуального сознания в этих концепциях ставилось в зависи-
мость от культурно-исторического формирования народа.
В России духовная атмосфера эпохи Просвещения опреде-
лила философско-психологические воззрения А.Н.Радищева
(1749-1802). За его знаменитое антикрепостническое сочине-
ние <Путешествие из Петербурга в Москву> (1790) он был
приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь.
В ссылке Радищев написал трактат <О человеке, его смертно-
сти и бессмертии> (1792). Само название трактата соотносило
его с популярным в ту эпоху произведением Гельвеция <О че-
ловеке>. Гельвеции выдвигал на передний план культ чувст-
70
енности и интересы индивида. Радищев же подчеркивал, что В
пяде вопросов его мысль <разнствует от гельвециевой>. Так,
(Ьоанцузский энциклопедист не показал, что <человек паче всех



 
 

<<...