тия в новом направлении. Представители этого направления искали корни явлений, считавшихся порождением бестелес- ной, соединяющей человека с



тия в новом направлении. Представители этого направления
искали корни явлений, считавшихся порождением бестелес-
ной, соединяющей человека с Богом души, в доступной для
скальпеля и микроскопа нервной ткани.
1 В этом они противостояли солипсизму Беркли и агностицизму Юма,
которые так же, как и французские материалисты этой эпохи апеллировали к
сенсорному опыту, к прямым свидетельствам органов чувств.
68

р тки
?°-
В век, о котором идет речь, пробиваются идеи историзма,
которые резко отличают психологическую мысль этого
периода от господства строгого механицизма в XVII в.
Эти идеи проникают в объяснения природы, как неоргани-
ческой, так и живой. Если прежняя картина мира представлялась
геометро-механической, то отныне многие мыслители
проникаются гипотезой об эволюции природы, ее превраще-
ниях при переходе от одной эпохи к другой. Вершиной этих
превращений считался <естественный человек>, независимо от
того, к какому сословию он принадлежит.
В эпоху восходящего капитализма его идеологи рассмат-
ривали общество как продукт интересов и потребностей от-
дельных индивидов (Гоббс, Локк и др.). При этом взаимодей-
ствие людей в соответствии с механической моделью природы
признавалось подчиненным закону инерции, из которого вы-
водилось извечное стремление каждого индивидуального тела к



 
 

<<...