машины. Клерикалы подняли бурю вокруг этого трактата, лишаю- щего смысла все религиозные вероучения, и сожгли его. Ла- метри считал, что



машины.
Клерикалы подняли бурю вокруг этого трактата, лишаю-
щего смысла все религиозные вероучения, и сожгли его. Ла-
метри считал, что признание Декартом двух субстанций не
более чем <стилистическая хитрость>, придуманная для обмана
теологов. Декарт устранил душу из организма животных.
Ламетри доказывал, что не нуждается в ней и организм человека,
с которым сопряжены его психические способности. Они -продукт
его машиноподобных действий.
Другими лидерами движения за новое мировоззрение вы-
ступили К.Гельвеций (1715-1771), П.Гольбах (1723-1789) и А-
Дидро (1713-1784). Отстаивая принцип возникновения ми-Ра
Духовного из мира физического, они трактовали наделенного
психикой <человека-машину> как прбдукт внешних воздействий
и естественной истории.
67
Завершающий период в развитии французского материа-
лизма представлен врачом-философом П.Кабанисом (1757-
1808). Ему принадлежит формула, согласно которой мышле-
ние - это функция мозга. Этот вывод он подкреплял наблюде-
ниями, подсказаннцми кровавым опытом революции. Ему
было поручено выяснить, осознает ли человек, которому от-
секают голову на гильотине, свои страдания (о чем могут,
например, говорить конвульсии). Кабанис ответил на этот
вопрос отрицательно. Только обладающий головным мозгом
человек способен мыслить. Движения же обезглавленного



 
 

<<...