3>ранцузские бых учений, допускающих влияние на "атрриалисты природу и человека сил, ускользающих от - опыта и разума, выступили французские



3>ранцузские бых учений, допускающих влияние на
"атрриалисты природу и человека сил, ускользающих от
- опыта и разума, выступили французские
мыслители. Они объединились вокруг семнадцати книг <Энци
клопедии> (середина XVIII века), освещавших новейшие дос
тижения науки, техники и искусства (поэтому их принято
называть <энциклопедистами>). В этих книгах излагались с
материалистических позиций и вопросы психологии.
Крайним сенсуалистом зарекомендовал себя философ
Э.Кондильяк (1715-1780). Для наглядности он предложил
образ <статуи>, которая первоначально не обладает ничем,
кроме способности ощущать. Стоит ей, однако, получить
извне первое ощущение, хотя бы самое примитивное (например,
обонятельное), как начинает действовать вся психическая
механика. Как только один запах сменяется другим, сознание
готово получить все то, что Декарт относил за счет врожденных
идей, а Локк - рефлексии. Сильное ощущение порождает
внимание, сравнение одного ощущения с другим становится
тем фундаментальным актом, который определяет дальней-
шую умственную работу, и т.д.
Другой француз, Ж.Ламетри (1709-1751), предложил, в
отличие от <статуи> Кондильяка, образ <человека-маши-
ны>. Именно так он озаглавил свой выпущенный под чужим
именем трактат. Из него явствовало, что приписывать чело-
веку душу столь же бессмысленно, как искать ее в действиях



 
 

<<...