Английский ассоцианизм XVIII века как в материалисти- ческом, так и в идеалистическом вариантах направлял иска- ния многих западных психолог



Английский ассоцианизм XVIII века как в материалисти-
ческом, так и в идеалистическом вариантах направлял иска-
ния многих западных психологов двух последующих веков.
Как бы умозрительны ни были воззрения Гартли на деятель-
ность нервной системы, она, по существу, мыслилась им как
орган, передающий внешние импульсы от органов чувств
через головной мозг к мышцам, т.е., иначе говоря, как реф-
лекторный механизм. В этом плане Гартли стал воспреемни-
ком открытия Декартом рефлекторной природы поведения.
Но Декарт наряду с рефлексом вводил второй объясни-
тельный принцип - рефлексию как особую активность созна-
ния. Гартли же наметил перспективу бескомпромиссного объ-
яснения, исходя из единого принципа и тех высших проявле-
ний психической жизни, которые дуалист Декарт объяснял
активностью нематериальной субстанции.
Эта гарглианская линия вошла впоследствии в ресурс науч-
ного объяснения психики, когда рефлекторный принцип был
воспринят и преобразован Сеченовым и его последователями.
Нашла своих последователей на рубеже XIX-XX веков и
линия, намеченная Беркли и Юмом. Ее преемниками стали не
только философы-позитивисты, но и психологи (Вундт, Тит-
66
ченер), сосредоточившиеся на анализе элементов опыта субъекта
в качестве особых, ни из чего не выводимых психических реалий
(см. ниже).
v Самыми радикальными критиками лю-



 
 

<<...