лотя на практике в этом сомневаться не приходится. Люди >й взгляд называется агностицизмом (от греч. <недоступный познанию>). нхология 65


лотя на практике в этом сомневаться не приходится. Люди
>й взгляд называется агностицизмом (от греч. <недоступный познанию>).
нхология 65
3 Пс
полагают, что эти объекты и есть причины возникающих у
них впечатлений и идей.
Между тем учение о причинности является не более чем
продуктом веры в то, что за одним впечатлением (призна-
ваемым причиной) появится другое (принимаемое за следст-
вие). На деле же здбсь не более чем прочная ассоциация пред-
ставлений, возникшая в опыте субъекта. Да и сам субъект, и
его душа - это всего лишь сменяющие друг друга <связки>,
или <пучки> впечатлений.
Скептицизм Юма пробудил многих мыслителей от <догма-
тического сна>, заставил их задуматься о своих убеждениях,
касающихся души, причинности и др. Ведь эти убеждения
принимались ими на веру, без критического анализа.
Мнение Юма о том, что понятие о субъекте может быть
сведено к <пучку> ассоциаций, было направлено своим кри-
тическим острием против представления о душе как особой,
дарованной Всевышним сущности, которая порождает и свя-
зывает между собой отдельные психические феномены.
Предположение о такой спиритуальной, бестелесной суб-
станции защищал, в частности, Беркли, отвергший субстан-
цию материальную. Согласно же Юму, называемое душой -
нечто вроде сценических подмостков, где проходят чередой
сцепленные между собой ощущения и идеи.



 
 

<<...