шечные, осязательные и др. В своем труде <Опыт новой теории зрения> Беркли детально проанализировал чувственные элементы, из которых складыв



шечные, осязательные и др. В своем труде <Опыт новой теории
зрения> Беркли детально проанализировал чувственные
элементы, из которых складывается образ геометрического
пространства как вместилища всех природных тел.
Физика предполагает, что это ньютоново пространство
дано объективно. По Беркли же, оно - продукт взаимодействия
ощущений. Одни ощущения (например, зрительные) связаны с
другими (например, осязательными), и весь этот комплекс
ощущений люди считают вещью, данной им независимо от
сознания, тогда как <быть - значит быть в восприятии>.
Этот вывод неотвратимо склонял к солипсизму (от лат.
<солус> - единственный и <ипсе> - сам) - к отрицанию любого
бытия, кроме собственного сознания. Чтобы выбраться из этой
ловушки и объяснить, почему у различных субъектов возникают
восприятия одних и тех же внешних объектов, Беркли
апеллировал к особому божественному сознанию, которым
наделены все люди.
В своем конкретно-психологическом анализе зрительного
восприятия Беркли высказал несколько ценных идей, указав, в
частности, на участие осязательных ощущений в построении
образа трехмерного пространства (при двухмерности образа на
сетчатке).
Что касается Юма, то он занял иную позицию. Вопрос о
том, существуют или не существуют независимо от нас физи-
ческие объекты, он полагал теоретически неразрешимым'.



 
 

<<...